Главное качество медицинского работника – профессионализм. С каждым годом требования к подготовке высококвалифицированных специалистов в отрасли только возрастают. И это понятно: в руках медиков самое ценное – человеческая жизнь. Именно поэтому вопросам наставничества в медицине уделяется большое внимание. 

С первых шагов профессиональной деятельности медработник, вчерашний выпускник учебного заведения, остро ощущает необходимость профессиональной адаптации. Неоценимую помощь в этом начинающему медику оказывает опытный наставник — врач или медицинская сестра. 

— В Больнице скорой медицинской помощи  №1 традиции наставничества имеют давнюю историю: опытные сотрудники всегда помогают молодым коллегам, не оставляют их с сомнением и проблемой один на одинПовышению квалификации начинающих специалистов способствуют семинары, тренинги, но именно наставничество для молодого врача или медицинской сестры — незримая, но очень эффективная помощь. Я безмерно благодарен своим наставникам, которые помогли мне в начале профессионального пути», — рассказал главный врач БСМП №1 Евгений Осипов. 

Одними из тех, кто готов работать с молодежью, передавать им свои бесценные знания и опыт, являются ветераны здравоохранения. Именно поэтому Совет ветеранов здравоохранения Омской области поддержал инициативу БСМП №1 возродить добрые традиции наставничества, придать новую направленность наставническому движению и провести ряд встреч с молодыми медиками. Первые встречи с коллективом медработников БСМП №1 уже состоялись.  О своей нелегкой работе в санитарной авиации, о развитии  хирургической службы в Омской области рассказал лидер омских ветеранов — медиков Виктор Харитонов.

— Наставник должен быть на ранг выше своего подопечного. Врач — наставник обязан иметь практический опыт, владеть всеми современными методиками, хорошо ориентироваться в вопросах организации рабочего процесса в лечебном учреждении. Но, прежде всего, наставник должен иметь огромное желание, стремление делиться своим опытом и знаниями с другими, — поделился мнением председатель общественной организации ветеранов здравоохранения Омской области Виктор Харитонов.   — Как правило, наставник и подопечный все делают вместе — дежурят, выезжаю на вызовы, консультируют или оперируют. Наставник должен чувствовать, когда можно доверить молодому врачу действовать самостоятельно. Нельзя навязывать подопечному своё мнение. Важно объяснить, почему ты выбрал именно такую тактику операции или план лечения.Есть такие знания, которые не получить в учебном заведении: они передаются только от наставника,— подчеркнул  хирург с 40-летним стажем. 

В каждой медицинской организации есть «Положение о наставничестве», есть план адаптации молодых специалистов на рабочих местах. А с 2022 года начала действовать новая система оплаты труда медицинских работников, где предусмотрено стимулирование для тех медиков-наставников, кто активно помогает начинающим коллегам перейти из статуса вчерашнего студента в статус молодого специалиста.

— Любой заведующий отделением или старшая медицинская сестра заинтересованы в том, чтобы подопечные качественно выполняли свою работу. У нас очень дружный, профессиональный коллектив. Все мы заинтересованы в передаче знаний, опыта, как профессионального, так и жизненного, молодым коллегам, которым предстоит продолжать наше дело, —  рассказала заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом, председатель профсоюзного комитета БСМП №1 Татьяна Ларькова. 

Опытные старшие товарищи помогают новичкам в профессии сформировать клиническое мышление, получить первые навыки общения с пациентами и их родственниками, учат умению экстренно принимать решение, дают импульс к постоянному саморазвитию и самоорганизации. Но главное, что стараются донести до молодых докторов и медсестёр наставники, так это то, что необходимо с душой и чуткостью обращаться с каждым пациентом. Когда люди выздоравливают и говорят тебе «спасибо» — это и есть лучшая награда для врача!